Экономическая библиотекаЭКОНОМИКА 2000http://e2000.kyiv.org

Институт экономического анализа (ИЭА)
Директор Андрей Илларионов

БЮЛЛЕТЕНЬ
ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ТАЙНА КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА

СОДЕРЖАНИЕ:
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ
ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ
ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ И РОССИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (граф. 1). Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью -- каждые 7,5 лет!

picture1.gif (2932 bytes)
График 1. Индексы ВВП (1978=100%)

За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.

Таблица 1. Экономический рост в Китае и России

По ППС в ценах 1993 г.

Китай

Россия

Китай в % к России

Среднегодовые темпы прироста, %

1978

1997

1978

1997

1978

1997

Китай в 1978-1997

Россия в 1990-1997

ВВП, млрд дол. США

670

3827

872

614

76,8

623,3

9,6

-7,2

ВВП на душу населения, дол. США

708

3119

6436

4169

11,0

74,8

8,2

-7,1

ВВП на 1 занятого, дол. США

1656

5885

12263

9405

13,5

62,6

6,8

-5,3

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2). К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.

picture2.gif (2828 bytes)
График 2. ВВП на душу населения в Ките (Россия = 100%)

Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.

ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА

Гипотеза 1 -- отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.

График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.

picture3.gif (3929 bytes)
График 3.Уровень экономического развития и темпы экономического роста в 1979-1996 гг. (209 стран)

Гипотеза 2 -- особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики -- низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.

Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %

Показатели

Китай

Россия

1978

1995

1990

1997

ВВП всего,
в т. ч.:

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское и лесное хозяйство

28,4

20,6

15,5

6,8

Промышленность и строительство

48,6

48,4

44,3

35,8

Сфера услуг

23,0

31,1

40,2

57,4

Все занятые,
в т. ч.

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское и лесное хозяйство

70,5

52,9

13,2

14,4

Промышленность и строительство

17,4

22,9

42,3

34,2

Сфера услуг

12,1

24,1

44,5

51,4

Гипотеза 3 -- особенности структуры занятости. Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).

График 4 показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.

picture4.gif (3885 bytes)
График 4. Удельный вес занятых в сельском

Гипотеза 4 -- национальная специфика. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.

Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5).

Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.

Показатели

До начала реформ в Китае

С начала реформ в Китае

1952

1961

1970

1976

1980

1985

1990

1996

В дол. США:

Мир

2529

3132

4065

4586

4884

5116

5552

5961

Россия

2629

3745

5323

6156

6245

6554

6985

4140

Китай

353

309

516

619

792

1195

1602

2897

В % к миру:

Мир

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Россия

103,4

119,6

130,9

134,2

127,9

128,1

125,8

69,5

Китай

14,0

9,9

12,7

13,2

16,2

23,4

28,9

48,6

В % к России

Китай

13,4

8,3

9,7

10,1

12,7

18,2

22,9

70,0

picture5.gif (2776 bytes)
График 5. ВВП на душу населения в Китае в % к России в 1952-1978 гг.

Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Гипотеза 5 -- характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.

Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 4).

Таблица 4. Типы экономических реформ

Направления экономической политики

Показатели

Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ

Реформы

Постепенные
(градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства)

Либеральные
(быстрые, т. н. шоковая терапия)

1. Политика занятости Удельный вес в общей численности занятых:
- занятых в государственном секторе

Высокий

Низкий

- занятых в аппарате государственном управления

Высокий

Низкий

2. Социальная политика Социальные субсидии в % к ВВП

Высокие

Низкие

Удельный вес лиц, получающих пособия и субсидии из гос. бюджета, в общей численности населения

Высокий

Низкий

3. Внешнеэкономическая политика Импортные пошлины в % к объему импорта

Высокие

Низкие

Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %

Высокие

Низкие

4. Денежно-кредитная политика Среднегодовые темпы,
- прироста кредитов ЦБ

Высокие

Низкие

%: - прироста денежной массы

Высокие

Низкие

4. Бюджетная политика В % к ВВП:
- государственные налоги

Высокие

Низкие

- государственные расходы,

в т.ч.:

Высокие

Низкие

- государственные субсидии

Высокие

Низкие

- государственное потребление

Высокое

Низкое

- бюджетный дефицит

Высокий

Низкий

- государственный долг

Высокий

Низкий

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.

ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ

Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время (табл. 5).

Таблица 5. Политика занятости, социальная политика

Показатели

Китай

Россия

1978

1995

1991

1997

Удельный вес в численности занятых, %:

-занятых в государственном секторе

94,9

18,9

75,4

32,9

- занятых в аппарате государственного управления

1,2

1,7

2,3

4,4

Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из государственного бюджета, %

5,6

3,4

22,9

26,5

Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП

4,0

0,9

6,3

12,6

Уровень безработицы, %

5,3

2,9

2,6

9,0

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет -- на 40%, в России за 6 лет -- на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо

Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.

Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли -- с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое -- с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл. 6).

Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты

Показатели

Китай

Россия

1978

1996

1992

1997

Импортные пошлины в % к импорту

17,7

2,5

0,7

5,3

Темпы прироста, %:

- экспорта

2,3

17,1

-20,0

0,5

- импорта

2,8

19,5

-36,0

3,8

В % к ВВП:

- экспорт

5,1

17,1

25,6*

27,7

- импорт

6,3

15,2

36,7*

22,0

Удельный вес машин и оборудования в экспорте, %

4,7

21,1

8,9

8,1

Иностранные инвестиции в % к ВВП

0,11

5,08

0,18

0,86

* 1990 г.

Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.

Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта -- в 12,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.

Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994--1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным (табл. 7).

Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России

Направление экономической политики

Показатели

Среднегодовые значения показателей в 1992-1997 гг.

Китай

Россия

1. Социальная политика Социальные субсидии в % к ВВП

1,0

10,5

2. Внешнеэкономическая политика Импортные пошлины в % к объему импорта

0,6

2,6

Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %

6,7

98,8

3. Денежно-кредитная политика Темпы, %:
- прироста кредитов ЦБ

14,8

199,9

- прироста денежной массы за вычетом прироста реального ВВП

17,3

255,0

4. Бюджетная политика В % к ВВП:
- государственные налоги

11,6

31,8

- государственные расходы

14,5

49,6

в т.ч. расходы центрального правительства

3,8

27,6

- государственные расходы на экономику и субсидии

3,9

17,1

- государственное потребление

12,4

19,5

- бюджетный дефицит

1,8

14,5

- государственный долг

10,6

23,6

Результаты экономической политики Темпы инфляции, %

10,3

434,6

Уровень безработицы, %

2,7

7,0

Темпы прироста, %:
экспорта

15,3

-3,0

импорта

17,4

-8,0

Иностранные инвестиции в % к ВВП

4,6

0,4

Темпы прироста реального ВВП, %

11,6

-7,4

В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства.

Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.

Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов -- с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов --с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.

Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов -- с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 1996 г.

Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8).

picture6.gif (10062 bytes)
График 6. Государственные расходы по статьям в %к ВВП в Китае

Таблица 8. Показатели государственных финансов в %к ВВП

Показатели

Начало реформ

Последний год, по которому имеются данные

Китай

1979

Россия

1992

Разница между Китаем и Россией

Китай

1996

Россия

1997

Разница между Китаем и Россией

Бюджетный дефицит

5,1

40,3

-35,2

1,6

7,5

-5,9

Государственные доходы,

31,3

35,6

-4,3

11,5

35,9

-24,4

в т. ч. Налоговые доходы

30,4

32,2

-1,8

10,3

31,7

-21,4

Государственные расходы всего,
в т.ч.:

36,4

75,9

-39,5

13,1

43,4

-30,3

Управление, суд, обеспечение порядка и безопасности, международная деятельность

1,4

9,6

-8,2

1,6

3,8

-2,2

Оборона

5,5

4,5

+1,0

1,1

3,2

-2,1

Образование, здравоохранение, наука, культура,
в т. ч.:

3,3

6,6

-3,3

2,5

8,4

-5,9

Образование

1,8

3,6

-1,8

1,5

4,4

-2,9

Здравоохранение

1,0

2,5

-1,5

0,6

3,0

-2,4

Наука

1,5

0,6

0,9

0,4

0,4

0,0

Экономика и субсидии

20,5

43,5

-23,0

1,4

8,5

-7,1

Социальное обеспечение

4,0

7,1

-3,1

0,9

12,6

-11,7

Обслуживание государственного долга

0,1

0,4

-0,3

0,7

3,4

-2,7

Другие

1,7

4,1

-2,4

2,7

3,5

-0,8

Расходы центрального правительства

16,4

57,5

-41,1

3,8

17,5

-13,7

Расходы региональных правительств

15,7

11,9

+3,8

8,3

16,7

-8,4

Государственное потребление

15,2

13,9

+1,3

10,6

22,2

-11,6

Государственный долг

2,1

14,4

-12,3

11,6

31,9

-20,3

Справочно:
Среднегодовые темпы прироста ВВП, %

5,8

-14,5

+20,3

9,7

0,4

+9,3

Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах -- с 15,7 до 8,3% ВВП.

ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ И РОССИИ

Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.

По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более непоследовательными, постепенными (градуалистскими). Степень государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В конце 80-х - первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему кризису.

Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты -- она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 9).

Таблица 9. Показатели человеческого развития

Показатели

Китай

Россия

1978

1995

Изменение за 1978-1995 гг.

1978

1995

Изменение за 1978-1995 гг.

Средняя продолжительность жизни, лет

66,0

69,5

+3,5

67,7

64,6

-3,1

Младенческая смертность на 1000 рождений

41,0

30,5

-10,5

23,6

18,1

-5,5

Уровень грамотности населения, %

66,1

80,9

+14,8

98,0

98,7

+0,7

Число студентов в вузах на 10 тыс. чел.

89

240

+ 151

218

171

-47

Индекс человеческого развития по определению ООН

0,475

0,626

+0,151

0,920*

0,792

-0,128

* СССР

В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только последних лет, но и времени накануне экономических реформ (табл. 8).

Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь предельно либеральная экономическая политика способна остановить все возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира.

© Институт экономического анализа Москва, 103074, Славянская площадь, 4, стр. 2
тел. 095 220 93 01;
факс 095 921 33 90;
e-mail: ieamos@glasnet.ru
Экономическая библиотекаЭКОНОМИКА 2000http://e2000.kyiv.org