![]() | ||||
![]() | Экономическая библиотека | ЭКОНОМИКА 2000 | http://e2000.kyiv.org | ![]() |
![]() |
Институт экономического анализа (ИЭА)
Директор Андрей Илларионов
БЮЛЛЕТЕНЬ
ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
ТАЙНА КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА
СОДЕРЖАНИЕ:
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ЧУДО В КИТАЕ
ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ЧУДА
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ
И РОССИИ
ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ
РЕФОРМ В КИТАЕ И РОССИИ
Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (граф. 1). Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью -- каждые 7,5 лет!
График 1. Индексы ВВП (1978=100%)
За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.
Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.
Таблица 1. Экономический рост в Китае и России
По ППС в ценах 1993 г. |
Китай |
Россия |
Китай в % к России |
Среднегодовые темпы прироста, % |
||||
1978 |
1997 |
1978 |
1997 |
1978 |
1997 |
Китай в 1978-1997 |
Россия в 1990-1997 |
|
ВВП, млрд дол. США |
670 |
3827 |
872 |
614 |
76,8 |
623,3 |
9,6 |
-7,2 |
ВВП на душу населения, дол. США |
708 |
3119 |
6436 |
4169 |
11,0 |
74,8 |
8,2 |
-7,1 |
ВВП на 1 занятого, дол. США |
1656 |
5885 |
12263 |
9405 |
13,5 |
62,6 |
6,8 |
-5,3 |
При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2). К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.
График 2. ВВП на душу населения в Ките (Россия = 100%)
Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.
ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА
Гипотеза 1 -- отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.
График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.
График 3.Уровень экономического развития и темпы экономического
роста в 1979-1996 гг. (209 стран)
Гипотеза 2 -- особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики -- низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.
На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.
Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %
Показатели |
Китай |
Россия |
||
1978 |
1995 |
1990 |
1997 |
|
ВВП всего, в т. ч.: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
28,4 |
20,6 |
15,5 |
6,8 |
|
48,6 |
48,4 |
44,3 |
35,8 |
|
23,0 |
31,1 |
40,2 |
57,4 |
Все занятые, в т. ч. |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
70,5 |
52,9 |
13,2 |
14,4 |
|
17,4 |
22,9 |
42,3 |
34,2 |
|
12,1 |
24,1 |
44,5 |
51,4 |
Гипотеза 3 -- особенности структуры занятости. Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).
График 4 показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.
График 4. Удельный вес занятых в сельском
Гипотеза 4 -- национальная специфика. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.
Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5).
Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.
Показатели |
До начала реформ в Китае |
С начала реформ в Китае |
||||||
1952 |
1961 |
1970 |
1976 |
1980 |
1985 |
1990 |
1996 |
|
В дол. США: | ||||||||
|
2529 |
3132 |
4065 |
4586 |
4884 |
5116 |
5552 |
5961 |
|
2629 |
3745 |
5323 |
6156 |
6245 |
6554 |
6985 |
4140 |
|
353 |
309 |
516 |
619 |
792 |
1195 |
1602 |
2897 |
В % к миру: | ||||||||
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
103,4 |
119,6 |
130,9 |
134,2 |
127,9 |
128,1 |
125,8 |
69,5 |
|
14,0 |
9,9 |
12,7 |
13,2 |
16,2 |
23,4 |
28,9 |
48,6 |
В % к России | ||||||||
|
13,4 |
8,3 |
9,7 |
10,1 |
12,7 |
18,2 |
22,9 |
70,0 |
График 5. ВВП на душу населения в Китае в % к России в 1952-1978
гг.
Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.
Гипотеза 5 -- характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.
Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны.
По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 4).
Таблица 4. Типы экономических реформ
Направления экономической политики |
Показатели |
Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ |
|
Реформы |
|||
Постепенные |
Либеральные |
||
1. Политика занятости | Удельный вес в общей численности занятых: | ||
- занятых в государственном секторе |
Высокий |
Низкий |
|
- занятых в аппарате государственном управления |
Высокий |
Низкий |
|
2. Социальная политика | Социальные субсидии в % к ВВП |
Высокие |
Низкие |
Удельный вес лиц, получающих пособия и субсидии из гос. бюджета, в общей численности населения |
Высокий |
Низкий |
|
3. Внешнеэкономическая политика | Импортные пошлины в % к объему импорта |
Высокие |
Низкие |
Среднегодовые темпы снижения валютного курса, % |
Высокие |
Низкие |
|
4. Денежно-кредитная политика | Среднегодовые темпы, | ||
- прироста кредитов ЦБ |
Высокие |
Низкие |
|
%: - прироста денежной массы |
Высокие |
Низкие |
|
4. Бюджетная политика | В % к ВВП: | ||
- государственные налоги |
Высокие |
Низкие |
|
- государственные расходы,
в т.ч.: |
Высокие |
Низкие |
|
- государственные субсидии |
Высокие |
Низкие |
|
- государственное потребление |
Высокое |
Низкое |
|
- бюджетный дефицит |
Высокий |
Низкий |
|
- государственный долг |
Высокий |
Низкий |
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.
ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ
Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время (табл. 5).
Таблица 5. Политика занятости, социальная политика
Показатели |
Китай |
Россия |
||
1978 |
1995 |
1991 |
1997 |
|
Удельный вес в численности занятых, %: | ||||
-занятых в государственном секторе |
94,9 |
18,9 |
75,4 |
32,9 |
- занятых в аппарате государственного управления |
1,2 |
1,7 |
2,3 |
4,4 |
Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из государственного бюджета, % |
5,6 |
3,4 |
22,9 |
26,5 |
Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП |
4,0 |
0,9 |
6,3 |
12,6 |
Уровень безработицы, % |
5,3 |
2,9 |
2,6 |
9,0 |
Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет -- на 40%, в России за 6 лет -- на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо
Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.
Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли -- с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.
В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое -- с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.
Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл. 6).
Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты
Показатели |
Китай |
Россия |
||
1978 |
1996 |
1992 |
1997 |
|
Импортные пошлины в % к импорту |
17,7 |
2,5 |
0,7 |
5,3 |
Темпы прироста, %: | ||||
- экспорта |
2,3 |
17,1 |
-20,0 |
0,5 |
- импорта |
2,8 |
19,5 |
-36,0 |
3,8 |
В % к ВВП: | ||||
- экспорт |
5,1 |
17,1 |
25,6* |
27,7 |
- импорт |
6,3 |
15,2 |
36,7* |
22,0 |
Удельный вес машин и оборудования в экспорте, % |
4,7 |
21,1 |
8,9 |
8,1 |
Иностранные инвестиции в % к ВВП |
0,11 |
5,08 |
0,18 |
0,86 |
* 1990 г.
Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.
Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта -- в 12,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.
Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994--1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.
Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным (табл. 7).
Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России
Направление экономической политики |
Показатели |
Среднегодовые значения показателей в 1992-1997 гг. |
|
Китай |
Россия |
||
1. Социальная политика | Социальные субсидии в % к ВВП |
1,0 |
10,5 |
2. Внешнеэкономическая политика | Импортные пошлины в % к объему импорта |
0,6 |
2,6 |
Среднегодовые темпы снижения валютного курса, % |
6,7 |
98,8 |
|
3. Денежно-кредитная политика | Темпы, %: | ||
- прироста кредитов ЦБ |
14,8 |
199,9 |
|
- прироста денежной массы за вычетом прироста реального ВВП |
17,3 |
255,0 |
|
4. Бюджетная политика | В % к ВВП: | ||
- государственные налоги |
11,6 |
31,8 |
|
- государственные расходы |
14,5 |
49,6 |
|
в т.ч. расходы центрального правительства |
3,8 |
27,6 |
|
- государственные расходы на экономику и субсидии |
3,9 |
17,1 |
|
- государственное потребление |
12,4 |
19,5 |
|
- бюджетный дефицит |
1,8 |
14,5 |
|
- государственный долг |
10,6 |
23,6 |
|
Результаты экономической политики | Темпы инфляции, % |
10,3 |
434,6 |
Уровень безработицы, % |
2,7 |
7,0 |
|
Темпы прироста, %: | |||
экспорта |
15,3 |
-3,0 |
|
импорта |
17,4 |
-8,0 |
|
Иностранные инвестиции в % к ВВП |
4,6 |
0,4 |
|
Темпы прироста реального ВВП, % |
11,6 |
-7,4 |
В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства.
Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.
Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов -- с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов --с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.
Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов -- с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 1996 г.
Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8).
График 6. Государственные расходы по статьям в %к ВВП в Китае
Таблица 8. Показатели государственных финансов в %к ВВП
Показатели |
Начало реформ |
Последний год, по которому имеются данные |
||||
Китай 1979 |
Россия 1992 |
Разница между Китаем и Россией |
Китай 1996 |
Россия 1997 |
Разница между Китаем и Россией |
|
Бюджетный дефицит |
5,1 |
40,3 |
-35,2 |
1,6 |
7,5 |
-5,9 |
Государственные доходы, |
31,3 |
35,6 |
-4,3 |
11,5 |
35,9 |
-24,4 |
в т. ч. Налоговые доходы |
30,4 |
32,2 |
-1,8 |
10,3 |
31,7 |
-21,4 |
Государственные
расходы всего, в т.ч.: |
36,4 |
75,9 |
-39,5 |
13,1 |
43,4 |
-30,3 |
Управление, суд, обеспечение порядка и безопасности, международная деятельность |
1,4 |
9,6 |
-8,2 |
1,6 |
3,8 |
-2,2 |
|
5,5 |
4,5 |
+1,0 |
1,1 |
3,2 |
-2,1 |
Образование, здравоохранение, наука,
культура, |
3,3 |
6,6 |
-3,3 |
2,5 |
8,4 |
-5,9 |
Образование |
1,8 |
3,6 |
-1,8 |
1,5 |
4,4 |
-2,9 |
Здравоохранение |
1,0 |
2,5 |
-1,5 |
0,6 |
3,0 |
-2,4 |
Наука |
1,5 |
0,6 |
0,9 |
0,4 |
0,4 |
0,0 |
|
20,5 |
43,5 |
-23,0 |
1,4 |
8,5 |
-7,1 |
|
4,0 |
7,1 |
-3,1 |
0,9 |
12,6 |
-11,7 |
|
0,1 |
0,4 |
-0,3 |
0,7 |
3,4 |
-2,7 |
|
1,7 |
4,1 |
-2,4 |
2,7 |
3,5 |
-0,8 |
Расходы центрального правительства |
16,4 |
57,5 |
-41,1 |
3,8 |
17,5 |
-13,7 |
Расходы региональных правительств |
15,7 |
11,9 |
+3,8 |
8,3 |
16,7 |
-8,4 |
Государственное потребление |
15,2 |
13,9 |
+1,3 |
10,6 |
22,2 |
-11,6 |
Государственный долг |
2,1 |
14,4 |
-12,3 |
11,6 |
31,9 |
-20,3 |
Справочно: Среднегодовые темпы прироста ВВП, % |
5,8 |
-14,5 |
+20,3 |
9,7 |
0,4 |
+9,3 |
Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах -- с 15,7 до 8,3% ВВП.
ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ И РОССИИ
Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.
По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более непоследовательными, постепенными (градуалистскими). Степень государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В конце 80-х - первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему кризису.
Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты -- она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 9).
Таблица 9. Показатели человеческого развития
Показатели |
Китай |
Россия |
||||
1978 |
1995 |
Изменение за 1978-1995 гг. |
1978 |
1995 |
Изменение за 1978-1995 гг. |
|
Средняя продолжительность жизни, лет |
66,0 |
69,5 |
+3,5 |
67,7 |
64,6 |
-3,1 |
Младенческая смертность на 1000 рождений |
41,0 |
30,5 |
-10,5 |
23,6 |
18,1 |
-5,5 |
Уровень грамотности населения, % |
66,1 |
80,9 |
+14,8 |
98,0 |
98,7 |
+0,7 |
Число студентов в вузах на 10 тыс. чел. |
89 |
240 |
+ 151 |
218 |
171 |
-47 |
Индекс человеческого развития по определению ООН |
0,475 |
0,626 |
+0,151 |
0,920* |
0,792 |
-0,128 |
* СССР
В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только последних лет, но и времени накануне экономических реформ (табл. 8).
Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь предельно либеральная экономическая политика способна остановить все возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира.
© Институт экономического анализа Москва, 103074, Славянская
площадь, 4, стр. 2
тел. 095 220 93 01;
факс 095 921 33 90;
e-mail: ieamos@glasnet.ru
![]() | ||||
![]() | Экономическая библиотека | ЭКОНОМИКА 2000 | http://e2000.kyiv.org | ![]() |
![]() |