Экономический кризис не ослабляет, а усиливает влияние Москвы в 'ближнем зарубежье' ("Central Asia-Caucasus Analyst", США)
Объявление о грядущем изгнании американских военных с авиабазы 'Манас'
в Кыргызстане - это лишь дополнительный элемент ухудшения отношений
России с США, которые характеризуются крайней напряженностью, начиная с
российско-грузинской войны августа 2008 г. Хотя некоторые наблюдатели
надеются на то, что экономический кризис, затронувший Россию, начнет
ослаблять ее и в геополитическом отношении, похоже, что кризис
парадоксальным образом помогает Москве усилить контроль над соседними
странами. По-видимому, Кремль решил инвестировать значительные суммы в
укрепление своей сферы влияния в СНГ - речь идет о ключевой для него цели, к которой он до сих пор стремился, невзирая на экономическую конъюнктуру.
ПРЕДЫСТОРИЯ: С начала 2000-х годов России, возглавляемой Владимиром Путиным,
удалось восстановить в части 'ближнего зарубежья' влияние такого
уровня, что его можно определить как контроль. В западной аналитике это
часто воспринималось как внешнеполитическое преломление неожиданного
обогащения России: Москва пользовалась своим энергетическим и
экспортным потенциалом для укрепления политического и геополитического
влияния. Поэтому наступление экономического кризиса в России осенью
2008 г. навело некоторых на мысль о том, что Кремль свернет свои
амбиции в регионе и поставит перед собой более скромные цели, давая
возможность другим международным акторам, в особенности, Соединенным
Штатам, продолжать рассчитывать на присутствие на евразийской сцене.
Но, похоже, наступающая рецессия 2009 г. не подтолкнула России к
пересмотру внешнеполитических приоритетов. Хотя сегодня Кремль настроен
не столь торжествующе, он уже не тот, что в начале 1990-х: несмотря на
снижение доходов, внешнеполитические цели и стратегии
внутриполитического контроля определены четко и сохранятся.
Ощущение геополитической осады, служащее Кремлю одной из основных призм
для анализа, порождает реакцию, над которой не властен кризис. Один из
ее аспектов - стратегический. В Абхазии на Южном Кавказе Москва
планирует создать три военных базы для противодействия всему
американскому присутствию в поддержку Тбилиси, но также для того, чтобы
подобраться поближе в маршрутам экспорта энергоносителей, ведущим на
Запад и в Турцию. Напомним, что в 2017 г. истекает срок действия
российско-украинского соглашения, по которому Москва арендует у Киева
военно-морскую базу в Севастополе. Если Киев надеется выпроводить
русских, то у тех, разумеется, диаметрально противоположное мнение.
Россия сделает все возможное, чтобы сохранить свое присутствие на
Черном море, стратегическое значение которого повышается, учитывая его
будущую роль как маршрута экспорта углеводородов.
В Кыргызстане давление, оказанное на правительство Курманбека Бакиева
с целью закрытия американской базы 'Манас', является, по-видимому,
реакцией на противоречащие друг другу интересы. Действительно, Москва
сильно обеспокоена ухудшением ситуации в Афганистане, которое может
нанести ущерб ее интересам в Центральной Азии; однако приоритет был,
по-видимому, отдан краткосрочной цели - изгнанию Соединенных Штатов.
Недавнее решение о создании специальной системы противовоздушной
обороны в рамках Союза России и Беларуси призвано стать ответом на
размещение американского противоракетного щита в Польше и Чехии,
несмотря на то, что Москва утверждает обратное. Наконец, в более
широком плане, Москва стремится к модернизации Организации Договора о коллективной безопасности
путем создания сил быстрого реагирования численностью 15 000 человек,
укомплектованных военнослужащими всех государств-членов, включая
осмотрительный Узбекистан, который участвует в деятельности организации
с большой неохотой. Недавно Москва объявила о поставках Астане
нескольких зенитно-ракетных систем С-300 для защиты воздушного
пространства Казахстана.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:
Радоваться тому, что Россия и другие постсоветские государства
подверглись воздействию кризиса, нет причин. Прежде всего, страдает
население этих стран. Пауперизация сельских районов Узбекистана,
Таджикистана и Кыргызстана интенсифицирует миграционные потоки в 2009
г. Будет ослаблен средний класс России и Казахстана, который
теоретически мог бы стать базой поддержки политического плюрализма и
прозападной ориентации. Наконец, Кремль сможет восстановить контроль
над теми экономическими и финансовыми секторами, которые до сих пор
контролировались олигархами, что усилит российский государственный
капитализм и даст ему возможность ликвидировать олигархов,
воспринимаемых как потенциальных диссидентов.
В Казахстане
правящие круги небеспричинно опасаются возможного срыва своих
обязательств по общественному договору с населением, которое ожидает
выполнения обещаний о повышении жизненного уровня. Их тревогу усиливает
перспектива ухода Нурсултана Назарбаева
с президентского поста после выборов 2012 г., которая станет фактором
политической жизни примерно с 2010 г. Здесь государственный капитализм
тоже укрепляется в результате кризиса, поскольку фонд национального
благосостояния 'Самрук-Казына' намерен влить примерно 2 млрд. долларов
в главные банки страны: БТА, Альянс-банк, Народный банк и 'Казкоммерцбанк', что приведет к частичной - и, возможно, лишь временной - национализации части казахстанской банковской системы.
Наконец - и это самое главное - кризис парадоксальным образом дает
России возможность инвестировать крупные суммы в соседние страны и, тем
самым, упрочивать свои долгосрочные экономические позиции. Так,
несмотря на головокружительное падение курсов национальных валют по
отношению к доллару (девальвация украинской гривны составила 73
процента, российского рубля - 54 процента, а казахстанского тенге - 25
процентов), Россия предложила создать стабилизационный фонд в 10 млрд.
долларов США, который она обязуется профинансировать на три четверти.
Разумеется, российской помощью сумеют воспользоваться те страны,
которые идут на необходимые политические уступки: поэтому Кыргызстан
надеется получить обещанные 2 млрд. долларов для выхода из
экономического тупика, в котором он оказался. Эта сумма включает в себя
антикризисную помощь в размере 150 млн. долларов США, кредит на 300
млн. долларов по сниженной процентной ставке, более полутора
миллиардов, предназначенных для Камбаратинской ГЭС, и реструктуризацию
долга Кыргызстана России в акции ОАО 'Дастан', одного из немногих
киргизских предприятий военно-промышленного комплекса.
То же
самое относится к Армении и Беларуси. Минску удалось договориться о
втором транше кредита в 2 млрд. долларов США и сохранении льготного
тарифа на российский газ. Таджикистан также готов возместить убытки: в
конце 2008 г. Эмомали Рахмонов
напомнил, что на долю России приходится 20 процентов товарооборота его
страны и 60 процентов прямых иностранных инвестиций, и что ряд
стратегических секторов - таких, как переработка урана - потенциально
'зарезервированы' за российскими фирмами, которые могут быть в них
заинтересованы. Несмотря на сближение с Ташкентом в сфере распоряжения
водными ресурсами, никто в Душанбе не обойдется без экономической
поддержки России.
Крупномасштабная помощь, оказываемая Россией
тем странам СНГ, которые о ней просят, гарантирует контроль над
определенными высокодоходными секторами. Действительно, даже Астана
признала, что она ведет переговоры с крупнейшим российским банком, 'Сбербанком',
который по предложению Москвы намерен инвестировать в страну 5 млрд.
долларов. В российском министерстве экономического развития создан
департамент, задача которого заключается в определении того, какие
активы в соседних странах могут быть выставлены на продажу:
экономический кризис открывает перед Россией такие инвестиционные
возможности, каких у нее не было долгое время.
ВЫВОДЫ:
За крупномасштабную помощь, оказываемую Москвой, соседям России
приходится платить на политическом и геополитическом уровне. Все
решения принимает Кремль - на том простом и законном основании, что он
является спонсором. У стран региона ограниченное пространство для
маневра: еще ни Европейский Союз,
ни Соединенные Штаты, ни даже Китай не предложили финансовой помощи для
облегчения стабилизации, что практически не оставляет у правительств
стран региона другого выбора, кроме как принять помощь России со всеми
вытекающими последствиями, сколько бы они не демонстрировали свой
характер.
ОБ АВТОРЕ:Марлен Ларюэль - старший
научный сотрудник Института Центральной Азии и Кавказа и Совместного
центра программы 'Шелковый путь'; автор ряда книг, последняя из которых
- 'Российское евразийство. Идеология империи' Russian Eurasianism. An
Ideology of Empire), Woodrow Wilson Press/Johns Hopkins University Press, 2008.